Право на установление сервитута

0
101

право на установление сервитута

ГК РФ о том, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Все права на землю, предусмотренные гл. IV ЗК РФ, подлежат государственной регистрации, в том числе и сервитуты. В соответствии со ст. 27 ФЗ о госрегистрации государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Земельный сервитут

Важноimportant
Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз.
2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в иске отказано.

Инфоinfo
В случае же недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Пункт 6 комментируемой статьи, устанавливающий право собственника земельного участка, обремененного частным сервитутом, требовать соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, фактически воспроизводит норму п. 5 ст. 274 ГК РФ. В обеих статьях указано, что федеральным законом может быть предусмотрено иное, т.е.

то, что какой-то вид частного сервитута может быть только бесплатным. Пока подобных норм в действующих законах нет. Соразмерность платы — понятие довольно неопределенное, но в любом случае размер платы устанавливается либо соглашением сторон, либо судом, и вывод о соразмерности требуемой платы в последнем случае должен сделать суд.

Сервитут

Таким образом, если такой участок находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему государственному (муниципальному) органу, а не лицу, которому данный участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение или пользование. Требовать же установления частного сервитута может как собственник, так и лицо, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (п. 4 ст. 274 ГК РФ). Причем кто в данном случае понимается под собственником — только ли физическое или юридическое лицо, либо также государство или муниципальное образование — не совсем ясно.

С одной стороны, государство устанавливает публичные сервитуты, а с другой стороны, в отдельных случаях может потребоваться и частный сервитут, не затрагивающий интересы всего государства и общества.

Что такое сервитут?

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитуты (от лат. servitus — повинность, подчиненность) возникли в римском праве, прошли через всю историю феодальной Беларуси, исчезли в советский период и вновь были введены в ГК в 1998 году.

21. сервитуты земельных участков

Публичный земельный сервитут, порядок его установления Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п.

2 ст. 23 ЗК РФ).

Право на установление сервитута

ГК РФ, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Очевидно, эта норма может быть распространена и на землевладельцев, и на землепользователей. Хотя в ЗК РФ об этом прямо не сказано, получается, что публичные сервитуты могут устанавливаться по отношению к земельным участкам, используемым на любом праве.
В п. 7 статьи 23 ЗК РФ названы собственники земельного участка, землевладельцы и землепользователи как имеющие право предъявлять определенные требования в связи с обременением их участка публичным сервитутом. В отношении же частного сервитута в ст. 274 ГК РФ четко сказано, что лицо вправе требовать предоставления права ограниченного пользования участком от собственника земельного участка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!